ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНО:


ДОМОЙ   
6-12-2009,

Тони Иомми:РИФФМАСТЕР

Автор : YULYS
Оцените пост!

Голосов :(2)



Тони Иомми:РИФФМАСТЕР

Благо от творческого пути Саббат отличий практически нет. Или не было — пока в октябре 2000-го Тони не выдал на-гора свой первый (!) сольный альбом, названный просто — IOMMI Впрочем, многие орто-доксальные поклонники Саббат считают едва пи не половину релизов группы сольными опусами Тони Йомми. Поспорим? В другой раз. ОТ ПОЛЬКИ К ШАБАШУ
Фрэнк Эи они Йомми (или Айомми, что правильнее, но несколько непривычно, так что пускай будет как будет) родился 19 февраля 1948 г. в Бирмингеме. Будучи школьником, Тони был парнем крепким и задиристым, и немудрено, что от его кулаков частенько страдали более скромные персоны — среди них был некий Майкл Озборн, будущий соратник Тони и фронтмэн Саббат. Гитару в руки Йомми впервые взял в 14 лет, но и до этого он музицировал — на аккордеоне. Впервые все четверо музыкантов Саббат собрались в Роlка Тulk Blues Ваnd, ставшей затем Еаrth, а в августе 68 го под впечатлением фильма ужастика "Черный Шабаш' решаются сменить название на более запоминающееся. Видно, пока они и сами не знали, чем это им грозило — зато знаем теперь мы. Славой, скандалом, наконец — самой музыкой, которую тогда и помыслить играть никто не смел. Еще бы — вязкий, жесткий, мрачнейший хард-рок в эпоху детей цветов
Для них все казалось естественным, постепенным. 'Мы играли в клубах, где всегда кто-нибудь разговаривал, и музыка тонула в шуме. Приходилось делать звук громче. И громче. И вышло то, что потом назвали саундом Саббат) Ничего специ¬ально запланированного — просто так само получилось.' (Здесь и далее цитаты принадлежат Тоии Йомми).
Тогда, в конце 60-х, быть не такими, как все, не было зазорно. И кто кто, а Тони Йомми — такой прямо от рождения. Ведь он — левша. А значит — найти подходящий инструмент ему было куда сложнее. Вот и свой знаменитый GIBSON SG ОН В свое время выменял у какого-то бедолаги, которому досталась гитара для левши, и музицировавшего на ней в перевернутом состоянии. Йомми же играл на "правом" Gibson, и тоже перевернув... Скаредный правша, чье имя нам неизвестно, еще потребовал доплаты! Знал бы он, кому продает свою гитару, попросил бы автограф. А теперь Тони не согласен расстаться с ней даже за 100 тыс. долларов. Но до записи первого диска он предпочитал Гибсону "Стратокастер" (дань преклонению перед Shadows , кумирами многих рок-гитаристов того времени — Хэнк Марвин тоже играл на этой знаменитой марке). Но, увы, в студии гитару хватило только на соло в Wicked World" — забарахлил звукосниматель. Тони скрепя сердце достал запасную, тот самый Gibson и больше с ним не расставался.
Быть левшой — еще полбеды. Беда настоящая пришла к Тони в последний день работы на заводе. Он уже собирался уходить, чтобы стать профессиональным музыкантом. Но одно неосторожное движение — и станок отрезает Йомми кончики двух (безымянного и среднего) пальцев на правой руке. Что же — о карьере гитариста можно было забыть? Ничего подобного. Тонн вспомнил об одном из своих джазовых кумиров, гитаристе по имени Джанго Рейнхардт. У него была та же проблема... Так что наш Маресьев от рок-музыки отлил себе из мягкого пластика протезы накладки. Естественно, техника игры изменилась. "Я не чувствовал струны, и поэтому стал больше ис¬пользовать вибрато, и делать мизинцем то, за что обычно отве¬чают другие пальцы Это. наверно, помогло мне наити свои стиль.' А что было бы, если бы не этот несчастный случай? "Может, стал бы ну да лучшим гитаристом!"
Кстати, раз уж речь зашла о джазовых кумирах... Знаете, чем заслушивался в юности будущий "основоположник хэви-метал"?
"Больше всех на меня повлиял [джазовый гитарист] Джо Пасс. Вообще, мне нравились все те, кто хорошо играл. Дело не в громких именах, я не обращал на это внимания. Бывало, мы наведывались в ближайший магазин- комиссионку' и покупали там кучу блюзовых и джазовых альбомов, по два доллара за десяток! Я слушал их, интересовался подходом саксофони¬стов к сольным партиям. В те времена многие занимались тем, что снимали" саксофонные соло."


Тони Иомми:РИФФМАСТЕР

ХОЗЯИН РЕАЛЬНОСТИ

Но вернемся к Black Sabbath. В чем был секрет их первого (и классического) состава? Ведь ясно же, что Йомми не был самым умелым в мире гитаристом. (Он, по собственным словам, совер¬шенно не "зациклен' на технике, может месяцами не тренироваться, во время работы над альбомами почти не слушает чужую музыку, и до сих пор, кстати, не владеет нотиой грамотой). А во¬ал "раннего" Оззи — отдельная тема для бурного полночного спора вечно несогласных друг с другом меломанов. Но резуль¬тат иногда бывает больше, чем сумма слагаемых. В сумме Тони, Оээи, Гизер и Билл стали Black Sabbath
Удивительно разве что то счастливое обстоятельство, что все четверо и по сей день остались живы-здоровы и способны заниматься музыкой. На пути у них было многое. Саббат удалось избежать проклятий пугливых обскурантистов и объятий доверчивых сатанистов (и те и другие невольно 'купились' на чернушный" имидж команды), завоевать внимание критиков, сердца фэнов, вершины альбомных чартов, ловко увильнуть от опеки их первого менеджера Джима Симпсона, и, наконец, предначертать пути развития хэви лет так на двадцать!
Прикончила тот Саббат рутина. Долгие турне. И наркотики. Году к 72-му все музыканты активно нюхали кокаин , пили, и вели себя ничуть не хуже и не лучше любой "среднестатистической" рок-группы того времени.
Как и всегда в таких ситуациях, кто-то не выдерживает первым. Первым стал Оззи. Сначала он ушел сам, дабы заняться сольной карьерой, а вместо него присоединяется Дэйв Уокер (ех Savoy Вгоwn). Тут- то Йомми и вспомнить о своей любви к блюзу, но Оззи, "поквасив" чуток сольно и вовремя одумавшись, вернулся. Но после записи крайне странного Never Sау Die (78) и провального турне (где после разогрева в лице юных и горячих Van Halen Саббат было просто нечего делать) Оззи покидает группу вторично — тетерь уже не по своей воле.


Тони Иомми:РИФФМАСТЕР

История.


Впрочем, уход пошел на пользу "и нашим и вашим'. Озборн взял себя в руки (при немалой помощи своего менеджера и будущей жены Шарон Арден) и выдал ряд отличных сольников. Йомми же и компания сначала тоже подумывали заняться сольными карьерами, но не тут-то было! Творческий союз Тони и Ронни Джеймса Дно (экс-Rainbow) оказался настолько удачным, что и Билл, и Гизер решают работать с ними, а тогда какой резон не назваться снова Black Sabbath И кто скажет, что этот 'новый' Саббат был чем-то хуже 'старого'?
Ничем. Только Дио слишком ждал момента, когда он будет петь не в чьей-то группе, а в своей. И дождался — в 83-м. Сменивший его Яр Гиллан (Dеер Ригрlе) оказался очень даже к месту, но в жизнеспособность такого сочетания, похоже, никто не верил. Собрались вновь Перпл, и Гиллана как не бывало. Попытки его заменить (ближе всех к месту фронтмэна был Дэйв Донато — с ним группа даже... провела фотосессию!) привели лишь к тому, что в 84-м Тони Йомми остается в одиночестве. И с именем группы "в кармане".
Что же, финиш? Тони так и решил, и записал с Гленном Хьюзом отличный сопьник Seventh Star'. Но лэйбл думал иначе, "уломав' Йомми выпустить диск как Black Sabbath. (Рудиментом осталась пометочка 'feat. Топу Iommi' — судите сами, какой смысл писать на диске Саббат, что там играет Йомми?)
Наступил самый странный и самый неоднозначно воспринимаемый период истории группы. Музыканты приходили и уходили, и только к 89-му Тони удалось сцементировать состав. Тогда в группе пел одаренный, но лишенный харизмы Тони Мартин, за барабанами сидел знаменитый Кози Пауэлл, а на басу играл не менее славный Нил Мюррэй — на послужные списки обоих здесь просто не хватило бы места! (В этом составе Саббат сыграли и в Москве.)
Затем случился "мини-реюнион' 92-го, возвращение Ронни Дио и, как результат, великолепный (на мой взгляд) диск "Dehumanizer но и тут счастье было недолгим. Оззи Озборн, на тот момент уставший от музыки, хотел закончить свое 'последнее ' турне выступлением в составе Саббат. Притом что 'текущий состав" играл бы у "классического на разогреве. Оскорбленный в лучших чувствах Дио хлопнул дверью, резонно намекнув, что его контракт с Black Sabbath, заключенный на год заканчивается как раз за день до намеченного концерта в Соsta Меsа. Музыкантов спас только оказавшийся в нужный момент рядом... Роб Хэлфорд. Впрочем, это мелочи. Факт в том. что Великий и Неотвратимый Реюинон на сей раз не случился, и снова в Саббат запел покладистый Тони Мартин.
Но если в конце 80-х обстановка в целом благоприятствовала классикам хард-рока, но в начале-середине 90-х над динозаврами" сгустились тучи. 'Саббатисты-ортодоксы' давно махнули на группу рукой, а юные "металхэды" слушали уже совсем другие команды — молодые, злые и напористые. Америка упивалась гранджем, рэпом и тяжелой альтернативой.
Йомми не растерялся, пригласив модного продьюсера Егriе С и давнего поклонника Саббат рэпера Ice T помогать ему в работе над Forbidden . Результат? "Я стараюсь не вспоминать об этом альбоме. Это было странное время. Все вокруг говорили, как и что именно я должен делать, советовали 'приложить ухо к земле, но не всегда это срабатывало'. И когда "очень кстати" IRS гесогds:, лэйбл Саббат на тот момент, обанкротился, а бедняга Мартин в очередной раз сорвал голос во время турне, у Йомми и компании не было выбора, кроме как разойтись. Тогда это казалось всем небольшой передышкой, каникулами.


Тони Иомми:РИФФМАСТЕР
ПОСЛЕДНИЙ КРУГ


Но у Оззи Озборна были иные планы.
В его поп-Саббатовской жизни было разное, но одно не терял он никогда — популярность. И в той странной и чуждой для классиков харда "альтернативной музыке" середины 90-х он был своим. Вот и организованный мудрой Шарон Озборн в 96-м летний фестиваль Ozzlest вполне удался, Вместе с Оззи и его группой по Штатам прокатились многие действующие" монстры металла — Slayer,Sepultura, Fеаг Fасtoгу... Все они обожали Оззи как честь той легенды, чьей музыкой они когда заслушивались, с чего сами начали путь в музыке... Все было прекрасно, но чего-то не хватало для полного счастья. Конечно же, не хватало самих Black Sabbath. Дело за Йомми?
А у Йомми готовился сольник с Гленном Хьюзом. На рубеже веков музыка не принесла гитаристу ни богатства, ни славы, ни любви масс — какая любовь к 'узурпатору'? Все, что у него было — имя.
У Йомми не было причин отказываться. У Гизера Батлера (на тот момент активно продвигавшего свой трэш дэт/индустрильный проект С//Z/R) — тоже. Присоединился чуть позже (из-за проблем со здоровьем) и Билл Вард.
Хорошие деньги заставят вас забыть даже самые тяжкие ссо¬ры.
Но ведь они и правда этого хотели!
' В глубине души я всегда знал, что так будет. Многие мои меч¬ты сбылись, в буквальном смысле слова, и я всегда питал надежду, что когда-нибудь мы соберемся вновь.Это произошло".
Не сбылась лишь одна мечта.. Нового студийного альбома Саббат мы так и не дождались. Лишь пара бонустрэков на концертнике “Reunion", записанном в декабре 97-го в Бирмингеме. А без свежей музыки остается одно — стать кавер-группой самих себя, существующей ради ностальгирующих фэнов, которых с каждым годом будет все меньше и меньше...
Но Black Sabbath удалось избежать и этой участи. Осчастливив за сходную цену всех тех, кто жаждал увидеть класси¬ческий состав живьем (не считая экзотические страны вроде нашей), музыканты тихо и без помпы разошлись по сольным "углам". Нет, о распаде не идет и речи. Только не идет речи и о чем-либо серьезном в составе группы.
"Мы ничего не намечаем. Это — временная пауза, а дальше что будет, то будет. Если мы решим что-то сделать, то созвонимся и решим, хотим ли мы этого. Потому что столько раз уже такое было — если что-то планируешь, ничего не получается! Остается 'импровизировать'.'

НОВЫЕ ДРУЗЬЯ

Тони Йомми сам сжег пути назад — и к Саббат с Мартином возврата нет. Даже самым фанатичным поклонникам того состава понятно, что выступать с каким-либо еще вариантом Black Sabbath, кроме как с Оззи, будет полнейшим безумием.
Но у него осталось еще одно имя. Его собственное. Если Оззи был для меломанов олицетворением группы, своеобразным клоуном-безумцем, то Тони — ее душой, ее саундом, ее музыкой. (Уберите Тони — и вы получите просто хороший коммерческий хард а-ля "Оэзмозис", где был, заметьте, и Гизер!)
И у Йомми возникла идея. Попробовать сделать альбом с несколькими вокалистами, каждый из которых в чем-то подходил для его музыки, и каждый был фэном Саббат — то есть вопрос о согласии петь упирался лишь в рутинные проблемы — расписания, контракты и т.п. Те¬перешние звезды не подвели.
'Ого-го, это же Йомми! Те три-четыре минуты, когда мы записывали вокал для его трэка — это такая честь, что дух захватывает!", — так отзывался о работе над диском Генри Роллинэ, известный поборник здорового образа жизни и музыкант. , Питер Стил (Туре'О'Negative) тоже были в не меньшем восторге от выпавшей им чести. Спеть песенку согласился и Озэи... Словом, Йомми был доволен.
"Вряд ли мне удалось бы заняться этим в 70-е." Ведь когда Тони записал гитару для пары трэков с сольника Бобби Харрисона (Ргосоl Нагum, SNAFU) Тhe Funkist ', он получил бурю возмущения со стороны одногруппников. "У всех были свои команды, а если делаешь что-то на стороне, это выглядело как отступничество..."
'Хорошо, что мне удалось немного отойти от вывески "Саббат", хотя это все равно был всегда я. Ведь, работая с кем-то одним, я учитываю его возможности и его стиль, и то, что я сочиняю, уже находится в определенных рамках. А сейчас, записывая песий с разными людьми, я еще и многому от них научился." (Некоторые из трэков уже были готовы и вокалисту оставалось только сочинить тексты, другие же — придуманы на пару с певцом в студии практически от начала и до конца, как, напр., с Билли Корганом.)
Но как же записи с Хьюзом, как же мечты о джазовом сольнике? Что до первых, то нехорошие японцы их раскопали и издали в виде бутлега Eighth Star — и очень жаль, что об официальном издании пока и речи нет — материал там весьма достойный. А насчет джаза... "Да, хотелось бы сделать инструментальный, джазовый альбом, но сейчас это было бы чем-то только для себя самого, а надо думать о требованияк рынка... Но рано или поздно я такой сольник сделаю — скажем, просто дома, за компанию с Доном Эйри или еще кем-нибудь..."
А пока Йомми собирается, взяв в дорогу некоторых из звеэд, засветившихся на диске, дать небольшое турне. А собрать всех певцов вместе было бы чертовски сложно! Хотя чем черт не шутит...

Он снова один. Он не снискал себе музыкой "тихого семейного" счастья, не стал мультимиллионером, и имя Саббат теперь уже не всецело 'его'... Остался он, и его гитара. И его музыка — стеллажи с пленками, где записаны риффы, риффы, риффы... Чего уж больше?


Владимир ИМПАЛЕР



Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Комментировать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Популярные Новости

Рейтинг@Mail.ru


Rambler's Top100